28.03.2024
Задумывались ли вы о том, где обучают людей, отвечающих за нашу безопасность? Не только тех, кто приходит на помощь – спасателей и пожарных, но и тех,... подробнее
01.03.2024
Теплая погода, характерная для преддверия весны задержалось в московском регионе. И в любую погоду на страже безопасности жителей и гостей столицы с... подробнее




 

Новости

Новости / 204 метра над уровнем моря. История создания района Внуково
17.08.2020



О выставке.

История района Внуково, которое мы знаем сейчас, очень тесно связана с историей аэропорта Внуково, а история аэропорта – с историей гражданской авиации нашей страны.
Именно аэропорт Внуково стал градообразующим и дал новую жизнь деревне под названием Внуково и близлежащим территориям, история каковых уходит в глубину веков.
В Музее истории района Внуково хранится множество фотографий, документов и личных вещей, датируемые 1920-1930-ми годами и когда-то принадлежащие разным людям, причастных к зарождению Внуково и дальнейшему его развитию в первые годы после строительства. Этих людей отличает смелость, отвага, упорство и умение находить решения в самые сложных жизненных ситуациях, а еще безграничное жизнелюбие и искренние намерения дать новым поколениям новую лучшую жизнь.
Эти музейные предметы мы и хотим представить Вашему вниманию, уважаемый зритель, а также рассказать историю возникновения одного из самобытных районов Москвы - Внуково.
Зарождение гражданской авиации. Создание первого аэропорта и появление первой авиакомпании страны.

В начале XX века в России продолжаются усовершенствования аэростатов и научно-технические поиски по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Русско-японская война (1904-1905 гг.) подтолкнула к развитию воздухоплавания и авиации. По примеру Западной Европы и общественной инициативе по всей стране стали создаваться аэроклубы.
В 1910 году в Москве на Ходынском поле был открыт первый аэродром Императорского Московского общества воздухоплавания. В 1922 году он имел название Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе.
9 февраля 1923 года Советом труда и обороны СССР было принято постановление, в котором возложено руководство над добровольными авиационными обществами на Главное управление рабоче-крестьянского красного воздушного флота (Главвоздухфлот) через инспекцию Гражданского воздушного флота и создан постоянный Совет по гражданской авиации. Эта дата является днем рождения Гражданского воздушного флота России. (ГВФ России).
В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны было принято решение о создании первого авиатранспортного предприятия РСФСР – акционерного общества (АО) «Добролет» (родоначальник Аэрофлота), устав которого был утвержден 7 марта 1923 года.
АО «Добролет» была оборудована первая в СССР регулярная воздушная линия Москва - Нижний Новгород, которая открылась 15 июля 1923г. Первый рейс выполнил пилот Яков Николаевич Моисеев. В этот же год по ней было перевезено 229 пассажиров, 1990 кг почты.
2 августа 1923 года впервые повсеместно был проведен праздник Воздушного Флота СССР. В Москве в этот день состоялись полеты самолетов над Ходынским полем. В циркуляре президиума ОСОАВИАХИМ («Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР») разосланном тогда по всем организациям страны, было сказано, что «этот день, 2-го августа, отныне делается днем ежегодного праздника не только военного воздушного флота, но и гражданского воздушного флота, как органа, объединяющего в своем лице все великое дело создания добровольческими усилиями рабочих и крестьян, всех граждан СССР могучего Красного воздушного флота».
В начале 1930-х годов Московское управление Гражданского Воздушного Флота становится наиболее крупным в отрасли, а Главный Московский аэропорт на Ходынском поле - ведущим в управлении. Значительно возрастают объемы перевозки авиапассажиров, почты и грузов. Он становится чрезмерно перегруженным и для дальнейшего развития мало пригоден. Вокруг него разрастаются городские жилые кварталы, шум от самолетов мешает населению, возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности полетов. Немаловажное значение играют растущие и крепнущие связи с зарубежными странами, неспокойная международная обстановка, особенно в Европе. Все эти вопросы рассматривались руководством Москвы, ГВФ, правительством страны. Тогда принимается решение о создании нового большого и современного аэропорта за пределами города.

Создание аэропорта Внуково (1934 – 1941 гг.)

С середины 1930-х годов идут активные поиски места для нового и главного аэропорта страны. Рассматривались и изучались разные территории Подмосковья. В 1934 году была создана научно-исследовательская организация гражданской авиации «Аэропроект», специалисты которой проводили инженерно-геологические изыскания, а затем и проектирование аэропорта. В ее состав вошли инженеры-изыскатели и архитекторы: В.И. Караулов, П.П. Покалюхин, Н.Н. Щетинин, Ю.Р. Струве, Я.А. Зарецкий, Я.В. Асанов, Д.Е. Канторович, К.П. Николаев, Б.Л. Цайт, С.Е. Файн и другие.
В 1936 году выходит постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР по гражданской авиации, один из пунктов которого гласил: «построить Московский Центральный аэропорт».
Окончательным выбором стали площади юго-западнее Москвы в четырех километрах от железнодорожной станции Внуково Киевской железной дороги. Этому послужило несколько важных на тот момент факторов:
• близость к железной дороге;
• самая высокая точка в окрестностях столицы над уровнем моря (204 метра);
• отсутствие крупных оврагов и т.п.
Будущий аэропорт и будущий жилой район рядом с ним получили название Внуково – от названия небольшой деревушки Внуково. В 1937 году были завершены инженерные изыскания для проектирования и строительства аэропорта, первых жилых домов и социальной базы будущего района Внуково. Участок земли площадью 874 га, отведенный под строительство нового аэропорта, назвали «объект № 204». Он представлял собой в основном болотистый лесной массив. В центре будущего аэропорта был пруд эллипсовидной формы, вокруг которого росли кустарники, а подальше находились деревья. Главный штаб стройки тогда размещался близ д. Ликова, вокруг нее же с первых дней строительства один за другим стали появляться складские и подсобные помещения. В особой зоне, обнесенной забором с колючей проволокой, строили бараки в несколько рядов. Здесь жили осужденные Ликовлаг.
По свидетельству участников, для строительства аэродрома, объектов аэропорта необходимо было выполнить огромные по объему и очень трудоемкие работы. Только для строительства летного поля и полос подхода потребовалось перелопатить около 1 млн куб.м земли. Для перемещения грунта использовались лошади и грабарки. Сваленные деревья и грунт перевозили более тысячи лошадей. В основном это был тяжелый ручной труд заключенных Ликовлага и привлекаемых рабочих. В целом строительство нового аэропорта проходило в ускоренном режиме. Главным инженером проекта аэропорта Внуково был С.Е. Файн, начальником строительства – И.А. Умов. Здание нового аэровокзала строилось по проекту архитектора Н.Н.Щетинина. На основе этого проекта в послевоенное время строились аэровокзалы в гражданских аэропортах по всей нашей стране. До конца 1938 года заказчиком работ по строительству аэропорта являлся назначенный уполномоченный по строительству этого объекта начальник Центрального аэропорта им. М.Ф. Фрунзе (на Ходынском поле) В.Ф. Каминский. С его именем связано строительство и развитие аэропорта Внуково.
Когда к весне 1941 года строительство аэродрома было практически завершено, новостройку посетил член Политбюро ЦК ВКП(б) Климент Ефремович Ворошилов, который курировал строящийся объект. Тогда же решили официальное открытие аэропорта приурочить к 1 июля 1941 года.
Но развязанная 22 июня 1941 года гитлеровской Германией война нарушила все планы.
2 июля 1941 года было объявлено о вводе в строй первой очереди аэропорта Внуково.
Эта дата и признана официально за День рождения аэропорта Внуково и района Внуково.